Шок
Молния
Сенсация

Рассказываем как не попадаться на манипуляции СМИ
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Знаменитая фраза героини: «Алло, Галочка? Ты щас умрешь!
Каждый день, мы читаем новостную ленту и подписываемся на информационные источники. Мы доверяем СМИ, на которые подписаны. Но бывает, что любимые издания публикуют неподтвержденную информацию, пишут цепляющие заголовки и используют фотомонтаж.

В этой статье расскажем, как отличить фейк от первоисточника

Цепляющие заголовки
СМИ используют яркие заголовки, чтобы привлечь внимание читателей к статье. Журналисты борются за читателей в агрессивном информационном поле. Цепляющие заголовки помогают привлечь новых читателей. СМИ откручивают рекламу, получают доход и дальше новость утопает в информационном потоке. В конце получается следующее: заголовок крутой, а статья фигня. Перед тем как кликнуть на статью, подумайте — нет ли в заголовке манипуляции. Для этого, в заголовок добавляют оценочные суждения, давят на слабости и манипулируют фактами.
Примеры
Статья на Life давит на два греха — алчность и зависть. Информации внутри бесполезная и вызывает только негативные эмоции: «Ух вот они олигархи, а я плохо живу»
Статья на Рамблере работает на страхе смерти. А тут ученые нашли способ, как стать бессмертными. Внутри статьи — предложения ученых на этот счет. Заголовок яркий, статья фигня
Статья на Life отрабатывает страх смерти и ужасных событий. Внутри статьи — депутат рассказывает как принимаются законы. Вырванные слова из контекста создают ажиотаж
Фотомонтаж
У СМИ иногда не хватает времени на фактчекинг материалов к новости: вот прислали фотографии с места происшествия, публикуем. После 30 минут узнается, что фотографии — фейк. Читатели обмануты, шокированы и отворачиваются от издания.

Иногда фотомонтаж применяют специально – показать новость под нужным углом. Из-за этого у читателей формируется определенная позиция на происшествия из одного источника. На деле: фотографии и видео может быть много и из разных ракурсов. Только после просмотра всех — складывается полноценное мнение о ситуации.
Примеры
Новость на картинке-фейк слева: «Флешмоб, где европейки извиняются перед своими насильниками». На самом деле, это девушка Юлия и она из Украины. Ее флешмоб был посвящен солдатам, которые воевали на границе с ДНР и ЛНР. Фотография справа — сделана в 2014 году. Фотография-фейк слева сделана в 2018 году.
Слева — фотография Минобороны России, которая говорит о том, что США поддерживает террористическую организацию ИГ, запрещенная в РФ организация. Справа — оригинал, скриншот из игры «AC-130 Gunship Simulator: Special Ops Squadron». Фотографию-фейк немного размыли и убрали цвета.
Слева фейк — феминистки проникли на башню Кремля и растянули транспорант. Справа — фотографию загрузили в сервис Фотофоренсикс, который проверяет изображению по пикселям и видит редактирование. На фотографии справа — плакат и девушки выделены ярко-белыми и черными пикселям. Если это так — фотографию отредактировали
Манипулирование фактами
Часто СМИ интерпретируют данные некорректно: берут социологическое исследование, выбирают нужную цифру и ставят на ней акцент. Получается, что информация неполная и читатель строит неверные выводы. Еще рассматривают ситуацию под нужным углом: узнают все о позиции потерпевшего, но не рассматривают сторону подозреваемого. Получается, все сопереживают потерпевшиму не зная контекста.

После таких ситуаций достойные СМИ публикуют опровержения, но доверие читателей подорвано. СМИ, которым не важно доверие, просто удаляют статью
Статья на «Рамблер» рассказывает, что календаре с Путиным популярны. На деле — информацию неподтвердил ни один источник. Единственный кто написал об этом Daily Mail. Но в самой новости не говорилось, что был ажиотаж, а только факт появление таких календарей.
Статья от Life говорит, что зарплаты выросли и теперь работникам сферы культуры хорошо живется. Но внутри мы узнаем, что зарплаты выросли в течение 6 лет. Выходит, что зарплата росла медленно.
Статья на «МОЁ Воронеж» говорит, что вот людей стало меньше страдать от погодных условий. На деле — люди редко говорят, что пострадали от гололеда или, наоборот, используют гололед как причину для скрытия настоящих фактов увечий.
Примеры
Бонус
Корреспонденты занимаются знакомым нам форматом — задают вопросы прохожим. В эфир выходят такие выпуски: молодежь некультурная, старики любят власть и все граждане в стране законопослушные и чуткие. На самом деле это монтаж.

«Медуза» показывает в ролике, что человека легко выставить глупцом с помощью монтажа.
Ролик «Медузы». Всего два клика в программе и человек выставлен глупцом
Чтобы не попадаться на манипуляции СМИ:
Мыслите критически
Проверяйте источники
Фильтруйте новостную ленту
Виталий Вебер принял вызов Главреда
Made on
Tilda